Приходите.. Играем в Москве, в библиотеке Пушкина, на Бауманской... 08.11.2021, КараМазовы, иммерсивная драма, Московский драматический театр им. Сергея Есенина, в Музее изобразительных искусств. Самым необычным событием фестиваля стал, пожалуй, спектакль Московского драматического театра имени Сергея Есенина. Иммерсивная драма «Карамазовы» была представлена зрителям в помещениях музея изобразительных искусств. Все зрители разделились на две группы - «странников» и «скептиков» - и отправились путешествовать по залам музея в сопровождении актеров. «Странники» пустились в путь по роману с Алешей, а «скептики» - с Иваном. Зрители побывали в келье у старца Зосимы, в доме Карамазова-старшего, в трактире, в гостях у госпожи Хохлаковой, да много ещё где. Пути двух групп то расходились, то пересекались, когда пересекались линии Ивана и Алёши. Мы смотрели на события романа глазами одного из героев и зачастую могли только догадываться, что происходит с другим. Второе действие объединило участников спектакля, собрав всех в зале суда, где выносился вердикт Мите. Признаюсь, я раньше довольно скептически относилась к каким бы то ни было иммерсивным спектаклям. Мне казалось, что это лишь форма ради формы, аттракцион и только. Но эта постановка поразила меня и тесным соприкосновением с героями и событиями дорогого сердцу романа, и глубиной понимания текста, и очень умной конструкцией инсценировки. Спектакль, надо сказать, длится четыре часа, а, если учесть длину параллельных линий сюжета, получится все шесть! Поставить такой объемный спектакль - уже сама по себе труднейшая задача, а сделать это с такой виртуозной ловкостью, чтобы не растерять МЫСЛЬ и привести всех в нужную смысловую точку - и вовсе кажется неподъемной. Режиссеру и автору инсценировки Ярославу Шевалдову это удалось блестяще, хотя и пришлось пожертвовать некоторыми очень важными, я бы сказала, принципиальными сценами. Режиссер создал спектакль таким образом, чтобы не давить на зрителя, а предложить ему самому «собрать мозаику» и ответить на главный вопрос. «Есть Бог или нет?», - спрашивает Фёдор Павлович Карамазов сыновей Алёшу и Ивана. И мы, вслед за братьями, взвешивая все PRO и CONTRA, двигаясь по страницам спектакля, должны на него ответить. Говоря о сценах, которыми режиссер пожертвовал, я имею в виду события, происходящие с Алешей: бунт и явление ему старца Зосимы. То есть режиссер убрал все моменты, которые могли бы рассказать нам о духовном восхождении Алёши - это незамедлительно бы перевесило чашу весов в пользу PRO. Думайте сами, сопоставляйте. Вот вам два брата - нежный святоша и блестящий интеллектуал-атеист. Куда выведет эта история Алёшу и Ивана? А Митю? А нас? В зале суда мы все немножечко были Митями. Я/мы - Митя. Даже самая прекрасно написанная пьеса никогда не станет хорошим спектаклем без хороших актеров. Актеры театра имени Есенина не только великолепно работают со словом, не только восхитительно (а в случае некоторых артистов - просто фантастически) двигаются, но и умеют ТАК заглянуть в глаза зрителю, установить такой близкий контакт, что ощущаешь себя рыбкой на крючке, - плывешь за ними из зала в зал, как заколдованный). Совершенно чудесный Фёдор Павлович - Ильдар Аллабирдин! Его папа-Карамазов настолько реалистичен в своем ехидстве, реалистичен в своем отчаянном ужасе, который проглядывает сквозь это ехидство, что аж страшно. Ни одного лишнего движения, ни одного случайного взгляда, - очень точная работа! Интересно, что при таком близком общении со зрителями актерам удается быть максимально открытыми, настоящими, реальными. Алеша, например, на протяжении всего действия много молчит, наблюдает. И Илья Алаев наблюдает за всем происходящим такими прекрасными и говорящими глазами, что и слов не надо. Очень хороши Анна Сардановская (Грушенька) и Ольга Гончарова (Катерина Ивановна)! Обе актрисы, на мой взгляд, идеально попали в образы своих героинь; обе невероятно естественно проживали сложные истории сложных женщин. В сцене объяснения Грушеньки и Мити (Сергей Зайцев) слёзы наворачивались! Иван Роговин также показал нам эталонного Ивана Карамазова - циничного, умного, надменного в начале спектакля и абсолютно несчастного сумасшедшего в конце. Вот эти пять героев отвечают в постановке за реальность и осязаемость всего происходящего. Зритель делит с ними пространство, зритель узнает в них себя. Пока не появляется Смердяков. Что за черт, как бы вопрошает зритель, наблюдая странную пластику и странное мяуканье слуги Карамазовых? Вопрошает и не ошибается, - черт и есть. Каких только Смердяковых я не видела, а такого - впервые! Тимур Бурин создал абсолютно инфернального, гротескного негодяя, обладающего поразительной физикой тела, одновременно и притягивающей и отталкивающей. А каков он в сцене суда в образе черно-белого Джокера! За метафизичность спектакля, кроме Тимура Бурина, отвечают замечательные Светлана Судомир и Алексей Гусаров. Они играют сразу нескольких героев, встречающимся нашим братьям на пути: Странницу, Хохлакову, цыганку, Ракитина, Григория, пана Муссяловича. И все эти персонажи немного не от мира сего - кто-то создан грубыми мазками, как будто образ незавершен, сделан наспех, а кто-то и вовсе смахивает на клоунессу из «Лицедеев». Очень интересный приём - поместить в пространство одного спектакля героев разной степени реальности. Этот приём позволяет придать всему происходящему многослойность, без которой работа по роману Достоевского вряд ли может состояться. Спектакль мне понравился, а сам театр очень и очень заинтересовал! С удивлением узнала, что театру всего четыре годика 😊, но репертуар уже большой и качественный: «Герой нашего времени», «Идиот», «Есенин», «Маленький принц» и др. Скоро у ребят премьера - «Преступление и наказание»! Надо, видимо, ехать😀🚂. Дорогой фестиваль, спасибо за такие приятные открытия и знакомства!❤ #фестивальдостоевского #братьякарамазовы #карамазовы #великийновгород #театресенина #достоевский200

Теги других блогов: театр драма Москва